Персональные инструменты
Вы здесь: Главная / Статьи / Черно-белая действительность избиваемого российского образования

Черно-белая действительность избиваемого российского образования

Небольшая ремарка на тему т.н. фильтрации информационного контента получаемого пользователем локальной вычислительной сети образовательного учреждения в РФ.

Итак. Суть проблемы. Меня угораздило оказаться сисадмином одной (немаленькой) российской школы (даже гимназии - хотя это теперь только название). Первым делом меня поразил страшный хаос в котором пребывало хозяйство доставшееся мне в наследство (но это тема другого эссе), а вот потом - система государственного рэкета поставленного на поток. Особенно интересно, что теперь грабить таким образом мародеров и воров стало небезопасно и (с изменениями в федеральном трудовом законодательстве, начавшимися примерно в 2005-м году) стало возможно грабить не прямо госструктуру (школу например), а вроде как безобидно и даже очень по-модному - должностное лицо (которые, лица, очень коррумпированы - судя по нашей же прессе). И вот администрация школы (а в особенности директор) оказались в изумительной, по своей безысходности, ситуации, когда каждый месяц властьпридержащие ублюдки (в горячечных приступах собственной значимости видимости бурной деятельности) изобретают какую-нибудь "инновацию", т.е. новый способ торгануть "бесплатным" образованием, а средств (или бесплатных для ОУ механизмов) реализации этих своих изобретений как не было так и не будет. В результате дифицит бюджета ОУ (в нашем случае) составляет до 50% (по статьям поддержки образовательного процесса). И тут что ни делай - все-равно штраф выпишут (сажать не выгодно - а штрафы - золотая жила). Все это узаконено со всех сторон - а крайний - директор ОУ (он может чуть облегчить свой груз распихав его по замам, но не сильно), а вот контролирующие органы (которые теперь-то растут как грибы после дождя) всегда в плюсе.

Теперь поговорим об одном таком изобретении эффективного менеджмента кормящегося народным образованием. В одно прекрасное понедельничное утро в одной "светлой" от похмелья голове такого манагера родилась мысль как можно улучшить образовательный процесс (к тому времени в школах и прочих ОУ было уже предостаточно компьютеров и конечно были сети с доступом в Интернет) - детей надо оградить от всего "лишнего", мешающего (не соответствующего целям образовательного процесса). Ну правильно, нечего детям порнографию смотреть, нечего ко всякому экстремизму приобщаться, короче - в школу учиться пришли - вот и нечего по разным соцсетям расхаживать. Ну и решили сделать ход конем (чтоб и самим навариться и прокуратуру не обидеть) - разослали в ОУ рекомендации как детей оградить от всякого зла которым кишит не покорная (не подвластная) Сеть, а прокуратуре стукнули, что пора школы шерстить на предмет доступа к ресурсам не соответствующим целям образовательного процесса. И вот - с одной стороны минобрнауки предлагает вполне себе проприетарные (и недешевые даже для ОУ) продукты, которые позволяют (с некоторыми оговорками) соответствовать букве закона (об образовании) - денег на эти продукты конечно никто не выделяет (как мы помним) - с другой - прокурор рыщет в поисках нарушений (в итоге - наживы). Да добавьте сюда еще и распространенный перед самым началом внедрения в школы (да и вообще госструктуры) бесплатного ПО (Linux, OpenOffice etc - теперь бесследно забытого нашим государством, обильно прикормленным корпорациями) т.н. ПП1 (пакет программ Первая Помощь) кишащего проприетарным ПО (от микрософта в основном, конечно, но не только - и антивирусы и межсетевые экраны и образовательные пакеты - много всего) и все за смешные деньги (базовый пакет микрософтовского софта стоит теперь около 600р. на рабочую станцию в год) - сумма конечно не большая но в нашей школе (только чтобы обеспечить образовательный процесс, т.е. чтобы операционка стояла и был микрософтовский офис - ведь именно под него идут презентации в современных учебниках (да-да, именно так, учебник продают с материалами которые можно полноценно использовать только с проприетарным ПО), антивирус, ну и трафик фильтровать надо) набегает около 100тыр в год (и это с учетом того, что часть софта куплена в былые богатые времена с бессрочными лицензиями и может быть использована сейчас без ежегодного сбора, а часть машин не соответствует условиям распространения вышеозначенного пакета, но для обеспечения требований нет денег (требуемая сумма окажется больше стоимости самого пакета) и на это закрывают глаза). Сумма показалась администрации школы (в то, докризисное время когда на информатизацию школы выделяли серьезные средства) вполне приемлемой и такой удобный и дешевый пакет был тут же приобретен и установлен. Теперь - это страшное бремя от которого почти не возможно отказаться, ведь даже офисный пакет нужен микрософтовский (благодаря некоторой несовместимости микрософтовских и опенофисных презентаций - а за прошедшие годы множество учителей разработали собственные методики использующие (триггера например) навороты микрософтовских продуктов). Чтож - вернемся к нашим "баранам", а именно к "контентной" фильтрации. В разное время и под разными (в случае с принуждением провайдеров и хостеров к фильтрации контента - антиконституционными) предлогами в правовой документации появилось два источника которые могут использоваться для организации контентной фильтрации - это минюстовский список экстремистских материалов (выписки из судебных заключений собранные по стране - суды наши, как известно, не компетентны даже в своих, юридических и правовых, вопросах, что же можно ждать от этих спецов в области ИТ?) и роскомнадзоровский перечень ресурсов которые должны блокироваться провайдерами и хостерами (закрытая база доступная в Интернет только по запросу конкретного ресурса или, для выгрузки только для избранных). Минюстовский список представляет собой удивительную по хаотичности подачи информации кучу ссылок на самые разные материалы, в т.ч. и материалы расположенные в сети Интернет. По сути он предполагает именно контентную фильтрацию, которую современные ИТ не позволяют осуществить (о чем ни сельским судьям ни эффективным манагерам разумеется не известно - поэтому не будем их винить в злом умысле - они ведь просто идиоты). Ну со вторым списком, полагаю, тоже все понятно - он не доступен. Это т.н. черные списки. Есть еще белый список т.н. образовательных ресурсов (сочиненный непонятной группой непонятно кем выбранных, или назначенных экспертов), но его тоже нет (т.е. официально он не опубликован и его можно найти только по наитию - и это правильно ведь он и есть неофициальный). В конце-концов ситуация такова - можно организовать почти контентную (адресную) фильтрацию (даже почти бесплатными средствами - множество дистрибутивов Linux позволят такое сделать), но для этого нужны черные и белые списки - а их фактически нет (но это ведь только фактически - а на бумаге - есть - использовать их в существующих технических средствах нельзя, но списки-то есть - хочешь - плати - мы тебе выдадим ТС с доступом к нашим спискам - но если чего - мы тут не причем - отвечать тебе, даже если наш список совсем не соответствует букве закона - мыж тебе только ТС даем, а ты им как хочешь распоряжаешься).

Вопросы правомочности такой фильтрации я здесь обсуждать не стану - полагаю, что даже в госучреждении возможна корпоративная политика доступа к ресурсам которая может предполагать и ограничения доступа к информации (антиконституционные в случае провайдеров и хостеров). Для сотрудников школы такие ограничения (особенно в современных условиях всесторонних обвинений во всех неудачах обучаемых ими бездарей-лентяев - одаренные (трудяги) никогда, даже и по-делу, не заикнутся) - безусловный плюс. Поэтому посидев пару дней в поисках и обработке найденного сформировал свои списки - black list из полуавтоматом обработанного минюстовского списка и найденной части роскомнадзоровского, white list, как уже говорил, был найден мной на просторах Интернета в каком-то не вполне официальном месте. Мои списки столь же неофициальны как и продаваемые от имени минобрнауки, но доступны совершенно бесплатно - т.е. риск тот же, но за "спасибо".

White List (актуален на конец октября 2013)

Black List (актуален на начало ноября 2013)

©(10.11.2013)CIV.Che

Добавить комментарий

You can add a comment by filling out the form below. Plain text formatting. Comments are moderated.